Многие родители считают, что для развития ребенка нужен специально обученный педагог. Конечно, грамотно оборудованная среда и специальные знания о развитии ребенка будут совсем не лишними, однако не стоит недооценивать собственные силы и возможности домашней обстановки. Вам необходимо внимательно осмотреться вокруг себя, подключить свою фантазию, вспомнить собственное детство и понять, что совсем не обязательно мчаться в магазин покупать новую игрушку, чтобы на какое-то время отвлечь ребенка и успеть сделать свои домашние дела. Идеи, собранные здесь, помогут вам превратить повседневные дела в творческий игровой процесс, а семейные взаимоотношения сделать радостными и позитивными. И тогда ребенок сможет почувствовать себя дома как в самой лучшей игротеке мира.

Игры в транспорте

Как часто нам приходится воспитывать детей на ходу, по пути в детский сад, на работу, домой. Любое время и место может стать подходящим для общения с ребенком. Я предлагаю игры, в которые можно играть в любом виде транспорта, совмещая поездку с воспитанием ребенка. Надеюсь, что эти игры окажутся не только полезными, но и интересными вам и малышу, помогут скоротать время и разовьют такие важные качества, как внимание, память, умение думать.

Посмотри в окошко

Возраст: 4-6 лет.

Количество игроков: 1.

Эта игра помогает маленьким детям видеть отдельные предметы из окна едущей машины.

Я смотрю, смотрю в окно,

Будто на экран в кино.

Очень интересно мне:

Что увижу я в окне?

После слов «Что увижу я в окне?» скажите громким голосом: «Я вижу машину». Затем спросите малыша: «Видишь машину?»

Основная цель игры — направить внимание ребенка на предметы, проносящиеся за окнами машины. Повторяйте стишок и каждый раз обращайте внимание малыша на что-нибудь другое, например на улицу, людей, животных, цвета предметов и т. п.

Смотри, смотри

Возраст: 5-7лет.

Количество игроков: 1.

Сверните трубочкой лист плотной бумаги и сделайте подобие подзорной трубы. Покажите ребенку, как в нее смотреть. Попросите малыша, глядя в трубу, найти какой-нибудь объект. Когда он обнаружит его, пусть скажет: «Смотри, смотри, я вижу _______________». Например:

Взрослый. Сможешь найти что-нибудь красное?

Ребенок. Смотри, смотри — я вижу красный___________.

Взрослый. Сможешь найти что-нибудь высокое?»

Ребенок. Смотри, смотри — я вижу высокое___________.

Эту игру можно приспособить и для более глубокого ознакомления с машиной. Спросите, например: «Сможешь найти щетки-дворники?» или «Сможешь показать, где руль?»

Найди подходящую форму

Возраст: 5-7 лет.

Количество игроков: 1-2.

Вырежьте круг из бумаги и покажите его малышу. Расскажите ему, что когда вы с ним на чем-либо поедете, то увидите различные круглые предметы.

При езде указывайте на разнообразные круги: дорожные знаки, круглые украшения на домах и дверях, а также на машинах.

Всякий раз, увидев нечто круглое, пойте песенку на любой мотив:

Вижу круг, вижу круг,

Как же много их вокруг!

Это и дорожный знак,

И ошейник для собак,

Это мячик, это солнце,

Это круглое оконце.

Круглый, круглый, круглый круг —

Как же много их вокруг!

В игру хорошо играть не только в транспорте, но и в любом другом месте.

Когда ребенок начнет понимать, что такое круг, можно взять другую геометрическую фигуру.

Игры в слова

Возраст: 5-7 лет.

Количество игроков: 1-2.

Транспортное средство — отличное место для игр в слова. Можно поиграть в слова, противоположные по значению. Например, вы говорите «длинная дорога», ребенок должен сказать «короткая дорога», если ребенок говорит «быстрая машина», вы говорите «медленная машина». Таких слов на дороге встречается очень много: тяжелый — легкий, широкий — узкий, далекий — близкий, большой — маленький и т. п.

Сочиняем историю

Возраст: 5-7 лет.

Количество игроков: 1-2.

Если ребенок заскучал в дороге, предложите ему пофантазировать и представить, что бы случилось с ним в какой-нибудь нестандартной ситуации на дороге. Например, если бы он вдруг уменьшился в размере и стал ростом с муравья или, наоборот, превратился в гиганта. А может быть, на пути вам встретился инопланетянин, или ваша машина превратилась в настоящего слона...

Игры на даче и в саду

Известно, что многие мамы и папы, бабушки и дедушки, с наступлением весны и до осени, большую часть своего времени проводят на даче или в саду. Время, проведенное на даче, может стать уникальной возможностью общения с ребенком. Эти игры разовьют в ребенке любознательность и наблюдательность, положат основу знакомства малыша с миром природы и настоящего увлечения им.

Уход за пойманными насекомыми

Возраст: 3-5 лет.

Количество игроков: 1-2.

Самое простое временное жилище для насекомого — банка из-под варенья с пробитыми в крышке дырочками. Насыпьте в нее песок или землю, бросьте несколько камешков, листиков и веточек растения, на котором найдено насекомое. Эта среда обеспечит ему прожиточный минимум.

Поиск сокровищ

Возраст: 4-6 лет.

Количество игроков: 1-3.

Для игры достаточно дать ребенку сумку или коробку. Пусть возьмет их на прогулку в лес. Игра заключается в сборе коллекции сокровищ любого типа. Возможно, ребенок выберет маленькие круглые камешки или опавшие листья. Предоставьте ему свободу выбора. В случае затруднения предложите ему что-нибудь сами. Цель, которую ставит перед собой ребенок в такой игре, — найти определенный предмет.

Классики

Возраст: 4-7 лет.

Количество игроков: 1-3.

На свежем воздухе можно поиграть в обычные классики или в их упрощенный вариант (для маленьких детей). Мелом на асфальте начертите «гусеницу» с крупными кружочками — туловищем. При этом рисунки могут быть разными. Можно прыгать по вагончикам паровоза или пятнышкам божьей коровки, использовать битку (жестяную баночку из-под крема или небольшой плоский камушек), а также пронумеровать классики, тогда битка будет передвигаться только по номерам клеток.

Облака

Возраст: 4-7 лет.

Количество игроков: любое.

В облачный день понаблюдайте с ребенком за плывущими в небе облаками. Постарайтесь угадать, какой предмет или животное напоминает форма облака.

«Давай сделаем дождик»

Возраст: 4-6 лет.

Количество игроков: 1.

Сидящему в ванне ребенку дайте маленькую чашку с водой. Держите прямо перед ним ложку с дырочками или дуршлаг и скажите, чтобы он лил в них воду. Теперь пусть ребенок держит ложку или дуршлаг, а вы лейте воду, делая «дождик». Игру можно сопровождать веселой песенкой:

Дождик, дождик, дождик, лей,

Нам с тобою веселей.

Не боимся сырости,

Только лучше вырастем.

Произведения искусства из крупы

Возраст: 5-7 лет.

Количество игроков: 1-3.

Возможно, у вас есть залежалые крупы. Не торопитесь их выбрасывать! Приготовьте немного клея, налейте его в блюдечко или чашку, ребенок будет составлять мозаичные аппликации, приклеивая зерна или геркулесовые хлопья к листу бумаги. Вы можете нанести контур или даже какой-нибудь фрагмент рисунка, а ребенок продолжит. Из зерна получится прекрасный мех, черепичная крыша дома.

Рисуем без красок

Возраст: 5-7лет.

Количество игроков: 1-3.

Удобно рисовать пальцем по манной крупе (берем поднос, насыпаем манку — «рабочее место» готово), а также на запотевшем куске оргстекла или пластмассовой пластине. На плотной бумаге можно рисовать (как мелками) кусочками свеклы, моркови.

Разыгрывание приза на счет «3»

Возраст: 4-7лет.

Количество игроков: 2-5.

На даче есть яблоки, морковь и др. фрукты и овощи, которые можно разыграть. Приз достается самому внимательному, кто первым возьмет, услышав цифру три. Водящий произносит: «Три…надцать, три…дцать два, один, пять, четыре, два…, три…ста четыре, пять, два, три!»