Дети активно стремятся узнать об окружающем его мире как можно больше. Огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства явлений и предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития опытно-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь. А это очень в дошкольном возрасте.

В связи с этим, особый интерес представляет детское экспериментирование.

В процессе детского экспериментирования дети учатся:

  • видеть и выделять проблему
  • принимать и ставить цель
  • анализировать объект или явление
  • выделять существенные признаки, связи
  • выдвигать гипотезы, строить сложные предложения
  • отбирать материал для самостоятельной деятельности
  • делать выводы

В центре «Оберег» мы создаём условия для развития познавательной деятельности ребёнка средствами экспериментальной деятельности.

  • Мы проводим опыты с объектами живой и неживой природы (с растениями, воздухом, водой, песком, землёй);
  • знакомимся с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
  • развиваем географические представления – знакомим с глобусом, даём знания о Солнечной системе, о различных космических явлениях;

Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет?), почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем!

Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, так как каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.

Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий рекомендуем, Вам, дорогие родителям, в домашних условиях проводить опыты и эксперименты.

Предлагаем варианты совместной деятельности детей и родителей.

Как увидеть движение воды по растению?
С помощью этого опыта показываем, как поступает вода в разные части растений. Нужно 3 (можно больше) прозрачных стаканчика с цветной водой (окрашивать можно пищевыми красителями или гуашью) и 3 листа пекинской капусты (можно использовать и другие растения). Понаблюдайте, что произошло с листьями через несколько дней.

Вода, которая не смешивается
Окрасьте воду в стаканах в разные цвета. Придать цвет воде можно разными способами: с помощью гуаши, акварели, пищевых красителей. На стакан с холодной водой прикладываем плотный картон, нужно сделать так, чтобы горлышко стакана было полностью закрыто. Переворачиваем всю нашу конструкцию и ставим на другой стакан с тёплой водой. Сейчас нужно только аккуратно вынуть «преграду» между стаканами. Если сделать этот опыт наоборот, то есть поменять стаканчики местами, то в таком случае краски сразу же начнут смешиваться.

Вулкан
Из фольги сделайте вулкан. В его жерло налейте немного воды, жидкость для мытья посуды, 2 ст. ложки соды, её можно предварительно окрасить, чтобы будущая «лава» была цветной. Затем добавьте уксус. Из-за реакции этих компонентов сода начнёт бурлить и пениться, получится настоящий вулкан!