Слово «время» происходит от древнерусского «веремя», что означает «вращение». Время выражает длительность процессов и событий, их последовательность, прерывность и непрерывность, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.

По длительности оно измеряется секундами, минутами, часами, сутка­ми, неделями, месяцами, годами, веками, эпохами. Длительность и протяженность протекания того или иного события, действия определяется словами «мед­ленно», «скоро», «долго», «быстро», «мгновенно», «сейчас», «се­годня», «завтра» и т. д.

Понятие времени для детей наиболее сложно. Время воспринимается   через   конкретные признаки, но и они часто нестабильны, зависят от времени года, состояния погоды. Усвоение времен­ных понятий происходит через собственную деятель­ность детей, деятельность взрослых в различные час­ти суток, через оценку объективных показателей (по­ложение солнца, освещенность, погодные явления). Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неус­тойчивостью, но интерес к временным отношениям возникает очень рано.

В течение первых лет жизни у ребенка из со­бственного жизненного опыта складываются более или менее определенные представления о реальной про­должительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. Именно поэтому первая единица измерения, с которой мы знакомим детей, — это сутки.

Время суток дети различают по изменению своей деятельности и деятельности взрослых, окружающих их. Детей надо научить различать части суток и называть их: утро, день, вечер и ночь.

Внимание: наибольшую сложность вызывают такие части суток, как день и вечер!

Внимание: в представлении многих детей последова­тельность частей суток имеет одну настоящую точку отсчета — утро.

В повседневной жизни родителям надо чаще ис­пользовать названия частей суток, а также давать конкретные характеристики временных отрезков. Например, «Сейчас утро. Мы сделали зарядку, оделись, умылись и теперь будем завтракать».

После того как ребенок научился различать и называть части суток и их смену, объясняем детям такие поня­тия, как «сегодня», «вчера», «завтра».

На основе ознакомления с сутками ребенку надо объяснить, что смена суток происходит ночью, те сутки, которые мы ждем, называются «завтра», а те сутки, которые прошли, называются «вчера».

После этого мы знакомим детей с такими мерами времени, как неделя, месяц, год. Достаточно чтобы дети усвоили последовательность дней недели, ме­сяцев и времен года, знали и могли пользоваться их названиями.

Педагогически важно сформировать у ребенка чув­ство времени для развития таких качеств, как органи­зованность, собранность. С этой целью надо научить его пользоваться часами.

Предлагаю игры и задания, которые помогут вашему ребенку закрепить и уточнить представления о времени.

Игра «Назовите пропущенное слово»

Взрослый говорит предложение, пропуская назва­ния частей суток: «Мы завтракаем утром, а обеда­ем ...», «Мы пойдем гулять ...» и т.д.

Игра «Назовите соседей»

Взрослый говорит задание: «Назовите соседей утра».

Игра «Что мы делали?»

Ведущий говорит предложение-задание: «Покажи­те, что вы делали утром». Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведуще­го угадать, что изображает играющий.

Такую же игру можно провести со словами «вче­ра», «сегодня», «завтра».

«Путешествия — прогулки»

Совершайте прогулки с ребенком в разные части суток. Взрослому важно обратить внимание на изме­нение положения солнца, на разный цвет неба, на действия людей.

  1. Какое сейчас время суток?
  2. Солнце высоко на небе? Как оно светит? А когда солнца совсем не видно?
  3. Какого цвета утреннее небо (вечернее)?
  4. На что похоже небо?
  5. Когда бывает рассвет? А закат?

Надо использовать любую возможность, чтобы пока­зать красоту природы в разное время суток: полюбо­ваться закатом, послушать, как поют утром птицы, как вечером стрекочут кузнечики, квакают лягушки, по­искать яркие звезды, послушать тишину ночи и т. д.

После прогулок предложите ребенку нарисовать увиденное или услышанное утром (вечером).

Примерные темы рисования:

  1. Утреннее небо.
  2. Что я люблю делать утром.
  3. Звездное небо.
  4. Самый красивый закат.
  5. Кто поет на закате?

Занимаясь с ребенком, помните важные педагоги­ческие заповеди:

—      «Что не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения».

(Ж.Ж.Руссо)

—      Поощряйте все усилия ребенка и само его стрем­ление узнать новое.

—      Сравнивайте результаты работы ребенка только с его собственными достижениями, но не с дости­жениями других детей.